Анатолий Торкунов: «Цифра» позволяет решать насущные проблемы человека. И дипломатии тоже

Анатолий Торкунов: «Цифра» позволяет решать насущные проблемы человека. И дипломатии тоже

Ректор МГИМО академик Анатолий Торкунов об учебнике истории, цифровом факультете и соцсетяхМария АграновичЭтим летом выпускники будут сдавать ЕГЭ по истории по новому единому учебнику для старшей школы. К 1 сентября 2024 года должен быть готов и новый учебник для 5-9-х классов. О том, каким он будет, как теперь будут изучать историю в школах и почему для современного дипломата так важны соцсети и цифра, «Российской газете» рассказал ректор МГИМО МИД Анатолий Торкунов.

Анатолий Торкунов: «Цифра» позволяет решать насущные проблемы человека. И дипломатии тоже

Анатолий Торкунов: «Цифра» позволяет решать насущные проблемы человека. И дипломатии тоже. / Александр КорольковАнатолий Васильевич, оба учебника истории — и уже вышедший, и тот, которого ждем, выпускаются в том числе и под вашей редакцией. Расскажите, как готовиться к ЕГЭ по истории по новому учебнику?

Анатолий Торкунов: Пока новые учебники для 10-11-х классов проходят через апробацию — через мнения учеников и школьных учителей. Я встречался в разных городах и со школьниками, и с учителями, услышал позитивные отклики. И смысл их в том, что материал, который содержится в учебнике, хорош для подготовки к ЕГЭ, полезен для тех, кто интересуется историей и готовится к поступлению в вуз. Впервые в учебнике столько дополнительного материала — как художественного, так и документального характера. Приятно слышать мнения, что учебник удобен для работы. Через QR-коды можно перейти на тот материал, который нужен учителю и ученику.

Конечно, будут и доработки, и улучшения, и дополнения новыми разделами и фактами. Но нет предела совершенству. Я ведь был редактором и предыдущей линейки учебников истории 2014 года. Но уже тогда, когда она вышла и стала популярна и больше половины школ ею пользовались, я понимал: нужно дорабатывать.

Учебник для 5-9-х классов успеет выйти к новому учебному году?

Анатолий Торкунов: Очень на это надеюсь. Работа над ним, признаюсь, идет легче, чем над учебником для старших классов, который пришлось сильно осовременивать.

Курс истории России в школе теперь преподается параллельно с курсом всеобщей истории. Как это выглядит на практике?

Анатолий Торкунов: Теперь, когда ребята изучают, например, XVII век российской истории, они одновременно с этим узнают о событиях XVII века в истории всемирной. То есть российская история как очень важная часть истории мира. Здесь было огромное взаимовлияние с давних времен. А если говорить о XVIII-XIX веках, то Россия вообще играла первую скрипку в Европе.

Впервые в учебнике столько дополнительного материала — художественного и документального. Через QR-коды можно перейти на нужный текст

Поясню на примере. Однажды спросил студентов про роман Дюма «Три мушкетера»: когда Д»Артаньян появился в Париже? Отвечают — в начале XVII века. Действительно, в 1625 году. Спрашиваю: а что было в России в это время, кто правил? Молчание. А это были года правления первого царя из рода Романовых — Михаила Федоровича, очень важное время восстановления страны после смуты. Спроси я наоборот, кто правил во Франции во времена Михаила Федоровича, тоже бы молчали. Так быть не должно.

Надеюсь, что курс параллельного изучения всемирной и нашей отечественной истории все-таки позволит ребятам «сложить» понятный исторический пазл, поможет увидеть развитие России как части большого мира. Это серьезный шаг. И, может, мы до конца еще не понимаем, насколько он важен с точки зрения методологии обучения и изучения истории в школе.

Новости СМИ2

Рубрика: Наука Комментировать