Валерий ВыжутовичВыступая с Посланием к Федеральному Собранию, президент призвал обновить подходы к системе подготовки кадров и научно-технологической политике страны, «четко расставить приоритеты, сконцентрировать ресурсы на получение конкретных, принципиально значимых научных результатов». Речь идет в том числе и о подготовке инженерных кадров. Между тем многие предприятия сетуют на дефицит инженеров. Действительно ли инженеры в дефиците? Обсудим тему с первым вице-президентом Российского союза инженеров Иваном Андриевским.
Интерес к профессии инженера с самого простого — ученики школы 1517 имени Баренбаума демонстрируют свои разработки. / Сергей Куксин
Удар по инженерному сообществу после развала СССР не прошел бесследно
Насколько обоснованы жалобы предприятий на дефицит инженеров?
Иван Андриевский: Мы проводим опросы участников рынка, общаемся с директорами заводов, строительных и инжиниринговых компаний, находимся внутри рынка промышленного строительства и производства, кроме того, я сам веду деятельность по промышленному строительству. Дефицит инженерных кадров, безусловно, есть — игнорировать запрос промышленности нельзя. На рост спроса на инженеров указывает и резкий подъем промышленного производства: в 2023 году он составил 3,5 процента по стране, а в обрабатывающем секторе — 7,5 процента.
Позвольте небольшую историческую справку. Жестокий и коварный удар по российскому инженерному сообществу после развала СССР не прошел бесследно. Мы потеряли более 5 тысяч производственных объединений, комбинатов, заводов, фабрик, НИИ с опытным производством, отдельные опытные производства, крупные мастерские. Это места постоянного обитания инженеров. На этих предприятиях работало около 12 миллионов человек, из них почти 2,5 млн — инженерно-технический состав. Только после 2014 года — с введением первых санкций и как реакция на них — началось постепенное восстановление. Сейчас ситуация улучшается, но возникший разрыв между поколениями инженеров преодолеть пока не удается. Образовался острейший дефицит наставников, поэтому процесс вхождения в профессию очень затруднен для молодых специалистов. Как следствие, многие выпускники не идут работать по профессии — очень трудно пройти первый пятилетний испытательный этап. В итоге, они выбирают карьеру с более простой «точкой входа».
Студенческая практика — один из вариантов подготовки инженерных кадров
Если действительно наблюдается дефицит инженерных кадров, то в каких отраслях он ощущается наиболее остро?
Иван Андриевский: Дефицит инженерных кадров растет везде, и довольно быстрыми темпами. Поэтому стоит говорить не о дефиците инженерных кадров, а о росте этого дефицита. Дефицит растет быстрее в тех отраслях, которые сегодня активно развиваются. По итогам 2023 года, например, очень существенно выросла группа производства «прочих транспортных средств» — на 25,5 процента. Эта группа включает в себя, в частности, производство авиационной техники и судостроение. Соответственно растет и спрос на специалистов в этой сфере. Производство электрического оборудования, электродвигателей выросло на 19 процентов (скоро вырастет на 100 процентов), производство автотранспортных средств, прицепов и полуприцепов — на 13,6 процента. Здесь также нужны инженерные кадры. И это только начало. Дальше пойдет стремительный рост.
Стоит говорить не о дефиците инженерных кадров, а о росте этого дефицита
По опросам, 85 процентов работодателей говорят о необходимости улучшить практическую подготовку студентов. Те же опросы свидетельствуют, что только 10-15 процентов студентов инженерных специальностей имеют возможность стажироваться на производстве. Что принесло бы партнерство вузов с отраслевыми заказчиками и почему оно пока слабо развивается?
Иван Андриевский: Действительно, студенческая практика — один из вариантов подготовки инженерных кадров. Студенты знакомятся с оборудованием, подчас уникальным, получают практические навыки, а предприятие — готовых опытных специалистов. То, что есть на наших производствах, нет даже на картинах. Посмотреть и потрогать можно только вживую на производстве. Однако и студенческая практика не является панацеей от дефицита квалифицированных инженеров. В связи с этим стоит вспомнить об учебно-производственных цехах при институтах и учебно-производственных комбинатах (УПК), это все было в СССР. Возьмем отрасль станкостроения. Это самая пострадавшая отрасль нашей промышленности. И где же студентам МГТУ «Станкин» теперь проходить практику? Заводов нет, а новые только-только начинают воссоздаваться. Нужно строить в Московской области отдельный УПК. Иначе практики не будет. Другой пример — предприятия оборонной промышленности, где инженерный голод сегодня наиболее ощутим, но даже в обычное время режимные объекты, как правило, не предоставляют площадки для практикантов, а в сегодняшних условиях попасть на такой объект постороннему и вовсе невозможно. То же и в отношении коммерческих предприятий, которые заинтересованы в засекреченности своих разработок, хотя именно разработческая деятельность и нуждается в притоке свежей крови. В итоге инженерную практику могут получить лишь операторы оборудования, наладчики, настройщики и т.п., а инженеры-разработчики такой возможности лишены. Возможно, одним из вариантов решения проблемы может стать активное развитие целевой подготовки кадров, хотя это далеко не то же самое, что подготовка кадров по рабочим специальностям. Требования к инженерному образованию значительно выше: если на подготовку рабочего персонала уходит несколько месяцев, в целом до одного года, то для подготовки инженера нужно несколько лет. К тому же, составление специальных образовательных программ подготовки специалистов для конкретного заказчика — очень дорогостоящий проект. Взять сферу судостроения. Стоимость года обучения, например, в Санкт-Петербургском государственном морском техническом университете по специальности «кораблестроение» на 2023-2024 учебный год — более 250 тысяч рублей. А по специальности «проектирование и постройка кораблей и судов» — более 400 тысяч рублей за год. Если такие специалисты нужны государству, то, вероятно, имело бы смысл снизить стоимость обучения.
Новости СМИ2